Как отремонтировать кикстартер
На практике наблюдается такое явление: после нескольких лет
эксплуатации мотоцикла «ИЖ-Юпитер-ЗК-01» 1980 года выпуска, педаль кикстартера
начала «проваливаться», при этом запуск двигателя невозможен. Сперва это
проявлялось периодически, а потом все чаще пока механизм полностью вышел
из строя.
После поверхностного осмотра и разборки храповой муфты я
обнаружил незначительный износ и мелкие забоины зубьев храповика и
зубчатки. Вроде как сами по себе они не должны привести к отказу. Вот и
решился устранить дефект за счет установки более жесткой
пружины собственного изготовления вместо заводской детали. А это
привело к тому, что зацепление начало происходить чаще, но, к сожалению,
полностью устранить дефект мне не удалось. Далее снова разобрал узел и изучил
его работу более тщательно.
И обнаружил, что, во-первых, из-за неравномерного износа, а может быть и
неточности изготовления деталей, в некоторых положениях не обеспечивается
одновременное зацепление всеми зубьями храповой муфты. Кроме того, зубчатка
кикстартера имеет малую высоту; уже при незначительном износе и
увеличении зазора она перекашивается.
Получается такая картина: когда сектор
кикстартера воздействует на зубчатку, при нажатии на пусковую педаль, зацепление
происходит только отдельными зубьями. Потом, по мере износа деталей,
начинает увеличивается перекос зубчатки кикстартера. И некоторые зубья
работают верхней изношенной ( скругленной) частью. Выталкивающая составляющая
увеличивается, зубья храповика выходят из зацепления, и тогда «проваливается»
педаль кикстартера.
Конечно, в этом случае проще и правильней заменить изношенные детали - но не
всегда есть возможность их быстро приобрести, а ехать хочется. И пришлось
думать о восстановлении своими силами работоспособности узла.
Реставрировать переднюю кромку зубьев наваркой или каким-либо другим способом в
домашних условиях для меня нереально. Зубья хорошо закалены, а
ручная механическая обработка просто невозможна.
На ось точила вместо камня закрепил отрезной наждачный
круг толщиной примерно 2,5 мм.
Т.к. прикладывать к отрезному кругу боковые усилия нельзя, я даже не пытался
восстановить прежнюю форму зубьев. Сразу решил подрезать их так, чтобы
обеспечить надежное зацепление даже при воздействии перекашивающей силы.
В целом обработка получилась грубоватой, но после сборки и
установки уза на место конечный результат превзошел все
ожидания - работоспособность восстановилась полностью, зацепление стало
абсолютно надежным.
Тем, кто захочет подобным образом отремонтировать пусковой механизм на своем
мотоцикле, карте или мотоблоке, могу посоветовать отрезной круг направлять под
углом примерно 45° , но эта величина зависит от толщины самого круга.
Нужно стремиться к тому, чтобы угол зацепления зубьев находился в пределах
20-30°, а зацепление осуществлялось всеми зубьями одновременно. Не стремитесь
добиться обязательно острой верхней кромки зубьев - в этом случае неизбежно
перегреете ее и ослабите прочность. Советую не приближаться к вершине зуба
ближе 1-1,5 мм.
Хотя специалисты подобный ремонт могут назвать варварским, не буду спорить.
Но замечательно то, что в случае крайней необходимости, многие
владельцы мотоциклов его легко могут самостоятельно повторить. И еще -
без него мой Ижак уже два года стоял бы без движения в гараже.
|